Понятия со словосочетанием «железная дорога»
Багдадская железная дорога — главный отрезок широко запланированной в XIX веке и частично построенной железнодорожной магистрали Берлин — Вена — Стамбул — Багдад — Басра — Кувейт. Багдадская железная дорога стала важным фактором международной политики начала XX века. Имеет протяженность около 2400 км, соединяет Босфор с Персидским заливом.
Главное общество российских железных дорог — основано 26 января (7 февраля) 1857 года, согласно указу императора Александра II, для постройки в Российской империи в течение десяти лет сети железных дорог и их эксплуатации в течение 85 лет.
Узкоколе́йная желе́зная доро́га (у́зкоколе́йка) — железная дорога с шириной колеи менее стандартной; подвижной состав таких дорог несовместим по ряду параметров с дорогами нормальной колеи (то есть технические проблемы не исчерпываются перестановкой тележек). Обычно узкоколейками принято называть железные дороги с шириной колеи 600—1200 мм; дороги с меньшей шириной колеи называются микроколейками, а также декавильками, что не всегда правильно. Декавилевская колея — это путь с шириной 500 мм.
Се́верные желе́зные доро́ги — казённые железные дороги, образованные в 1907 году при слиянии Московско-Ярославско-Архангельской и Петербурго-Вологдо-Вятской железных дорог. Основные линии построены в 1868—1913 годах. Проходили по территории Московской, Владимирской, Ярославской, Тверской, Костромской, Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Петербургской, Новгородской губерний.
Правила технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) устанавливают основные положения и порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и классным требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации. Правила технической эксплуатации обязательны для всех подразделений и работников железнодорожного транспорта, так как их выполнение позволяет обеспечить...
Детские железные дороги (ДЖД) — учреждения дополнительного образования детей, в формате которых выстроена уникальная система профориентации школьников на профессии железнодорожного транспорта с помощью игры, учебы и "работы" в формате "как взрослый". На сегодняшний день это крупнейшие центры профориентации в России. В процессе обучения на ДЖД юные железнодорожники (учащиеся детских железных дорог) знакомятся с профессиями железнодорожного транспорта: машинист локомотива, проводник пассажирских вагонов...
Зубчатая железная дорога — особый вид железной дороги, отличающийся от обычной наличием зубчатой рейки (рельса). Зубчатый рельс прокладывается обычно посередине между двумя обычными рельсами. Соответственно, подвижной состав таких железных дорог оборудован зубчатым колесом.
Электрифика́ция желе́зных доро́г — комплекс мероприятий, выполняемых на участке железной дороги для возможности использовать на нём электроподвижной состав: электровозы (для тяги дальних пассажирских и грузовых поездов), электросекции или электропоезда (для тяги пригородных пассажирских поездов).
Полоса отвода железных дорог — земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного...
Юго-Восто́чные желе́зные доро́ги — частные железные дороги, построенные в период с 1862 года по 1900 год и принадлежавшие акционерному обществу Юго-Восточных железных дорог. Общество было создано в 1893 году. В состав дорог общества вошли Грязе-Царицынская железная дорога и Козлово-Воронежская железная дорога. Дороги проходили по территории Воронежской, Орловской, Тульской, Тамбовской, Саратовской и Курской губерний, а также по области Войска Донского. Акционеры общества — крупные промышленники...
«Детская железная дорога» — так иногда называют парковые аттракционы, которые фактически не являются ни настоящими детскими железными дорогами, ни парковыми железными дорогами - так как не выполняют педагогических функций и лишь отдалённо напоминают настоящие железные дороги. В контексте этой статьи словосочетание детские железные дороги будет употребляться в кавычках по отношению к аттракционам, и без кавычек по отношению к настоящим детским железным дорогам.
Подземная железная дорога (англ. The Underground Railroad) — обозначение тайной системы, применявшейся в США для организации побегов и переброски негров-рабов из рабовладельческих штатов Юга на Север. Действовала вплоть до начала Гражданской войны в США в 1861 году.
Среднеазиатская железная дорога — совокупность железных дорог в Российской империи и СССР, пролегавших по территории Туркменской, Узбекской, Казахской, Киргизской и Таджикской ССР.
Рокадная железная дорога — железная дорога, проходящая параллельно линии фронта, предназначенная для манёвра и перегруппировки войск, снабжения их материальными средствами, при необходимости — для эвакуации или ложных перевозок с целью дезинформации противника.
Историческая железная дорога — своеобразный «живой» железнодорожный музей, железнодорожная линия, на которой для катания туристов используется исторический подвижной состав. В русском языке нет устоявшегося термина, обозначающего подобные учреждения. Чаще всего используются термины «музейная железная дорога», «туристическая железная дорога» и даже «заповедная железная дорога». В английском языке используется термин heritage railway, в котором heritage означает «(культурное) наследие», railway — железная...
Пневматическая железная дорога — железная дорога, подвижной состав которой приводится в движение энергией сжатого или разреженного воздуха. В настоящее время по технологическим и экономическим причинам эта идея не нашла широкого применения на железных дорогах, однако в истории известны случаи более или менее успешной эксплуатации данного вида транспорта.
Целинная железная дорога — железная дорога существовавшая с мая 1977 года по 1990-е годы на территории Северного и Центрального Казахстана. Пролегает по Джезказганской, Карагандинской, Целиноградской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Кокчетавской, Тургайской и Кустанайской областям. награждена орденом Трудового Красного Знамени (1981).
Группа компаний Japan Railways (яп. JRグループ JR Гурупу), либо просто — JR, состоит из 8 частных обществ, между которыми 1 апреля 1987 года были разделены железнодорожные пути существовавших ранее японских национальных железных дорог (JNR).
Подробнее: Японские железные дороги
Модульный макет железной дороги состоит из множества отдельных частей (мо́дулей), стандартизированных для возможности универсального соединения друг с другом, как детали игры-конструктора. Модули, которые легко хранить и перевозить, позволяют устраивать общие мероприятия, в ходе которых из модулей, созданных многими моделистами, собирается большой модульный макет и устраивается одновременное движение множества поездов по нему. Большое количество участников и поездов вкупе со значительной длиной пути...
Оренбургская железная дорога — общее название двух существовавших в разное время железнодорожных организаций: частной в 1877–1893 гг. и государственной в 1934–1959 гг.
Железная дорога Джамму-Барамулла (хинди जम्मू-बारामूला लाइन, урду کشمیر ریلوے Ҷамму-Барамулла) — железнодорожная линия в Индии соединяющая штат Джамму и Кашмир с остальной страной. Официально называется Джамму Удхампур Сринагар Барамулла железнодорожное Звено (JUSBRL), и начинается в Джамму и идёт 356 км до Барамуллы в северо-западном углу Кашмирской Долины. Дорога пересекает зоны землетрясений, места с огромной разницей температур, негостеприимные и опасные, поэтому дорогу считали невероятно трудоёмким...
Кольцевáя желéзная дорóга — железная дорога в форме кольца над местностью. Википедия знает несколько таковых...
Подробнее: Кольцевая железная дорога
В данный список включены тепловозы, эксплуатирующиеся на советских, а позже российских железных дорогах с шириной колеи 1520/1524 мм, в том числе опытные образцы. Про тепловозы узкой колеи (1067 мм, 750 мм и т. д.) см: Узкоколейные тепловозы.
Подробнее: Тепловозы советских и российских железных дорог
Высокие пассажирские железнодорожные платформы предназначены для облегчения посадки пассажиров в вагон и находятся на одном уровне с полом вагона.
Конвенция о международных перевозках по железной дороге — многостороннее международное соглашение по вопросам международной железнодорожной перевозки пассажиров и грузов . Условное обозначение Бернской конвенции о международных перевозках по железной дороге - КОТИФ происходит от фр. Convention relative aux transports internationaux ferroviaires или сокращённо - COTIF .
Первая трансконтинентальная дорога США строилась в 1860-х годах и связала между собой центральные и западные штаты страны с калифорнийским побережьем Тихого океана, отвоёванным у Мексики в 1845—1848 годах.
Инкерманская железная дорога — первая в Крыму железная дорога, построенная в 1843 году на конной тяге длиной в один километр. Её построил отставной мичман Дмитрий Волохов. Основная задача этой железной дороги — подвоз камня из каменоломни оврага до пристани в Инкерман и для доставки его оттуда морем в Южную бухту.
История железных дорог Боливии началась в XIX веке. В течение трёх десятков лет предпринимались безуспешные попытки построить железные дороги, которые могли бы связать различные регионы страны, дать импульс к развитию промышленности, торговли и сельского хозяйства, добыче и экспорту полезных ископаемых.
В данный список включены паровозы, которые попадали на советские железные дороги как военная добыча, а также по репарациям. Это происходило исключительно в годы Второй мировой войны. Происхождение данных паровозов различное, в том числе попадали паровозы с железных дорог Польши (в ходе Польской кампании и последующего присоединения Западных областей Белоруссии и Украины), Румынии (присоединение Бессарабии и Северной Буковины), прибалтийских стран (присоединение Прибалтики), Финляндии (Советско-финская...
Подробнее: Трофейные и репарационные паровозы на советских железных дорогах
Список автомотрис и электромотрис, эксплуатировавшихся на железных дорогах СССР (с учётом Советской России) и (или) России, либо выпускавшихся советскими/российскими заводами на экспорт. Автомотрисами и электромотрисами как правило именуются одиночные самоходные вагоны, однако в России так именуют также некоторые короткие дизель-поезда либо электропоезда из двух или трёх вагонов, один из которых является моторным.
Подробнее: Автомотрисы советских и российских железных дорог
В списке представлены
дизель-поезда, когда либо эксплуатировавшиеся на советских, а позже российских железных дорогах нормальной колеи, то есть с шириной 1524/1520 мм, а также выпущенные советскими и российскими заводами на экспорт.
Садовая железная дорога — разновидность железнодорожного макета, размещаемая преимущественно вне помещений, например, на приусадебном участке. В качестве окружения железной дороги используются настоящие растения, искусственные водоёмы с настоящей водой.
Хорва́тские желе́зные доро́ги (хорв. Hrvatske željeznice, HŽ) — национальная железнодорожная компания Хорватии, сформированная после распада Югославии.
Железная дорога Яффа — Иерусалим — железнодорожная линия, соединявшая Яффу и Иерусалим. Была построена во время османского господства над Палестиной французской компанией Société du Chemin de Fer Ottoman de Jaffa à Jérusalem et Prolongements. Была открыта в 1892 году. Первая железная дорога на территории нынешнего государства Израиль и одна из первых на Ближнем Востоке.
Макет железной дороги — это макет, воссоздающий объекты железной дороги в миниатюре. Макет может содержать модель железнодорожной станции, части перегона, подъездных путей, локомотивного или вагонного депо. Создание макетов железной дороги — предмет железнодорожного моделизма.
Список стран по длине сети железных дорог основан на данных Международного союза железных дорог. Страны отсортированы по длине эксплуатируемых железных дорог. Таблица также включает линии, не используемые для перевозки пассажиров.
Печо́рская желе́зная доро́га — железная дорога, существовавшая ранее в СССР. Проходила по территории Кировской и Архангельской областей и Коми АССР.
Жнинская узкоколейная железная дорога (польск. Żnińska Kolej Powiatowa, нем. Zniner Kreisbahn) – железнодорожная линия с шириной колеи 600 мм, связывающая Жнин, Венецью, Бискупин и Гонсаву (Польша).
Тунисские железные дороги, Société Nationale des Chemins de Fer Tunisiens (SNCFT) — железнодорожная сеть Туниса. Число сотрудников — около 6000. Компанией предоставляются услуги как по доставке грузов, так и пассажиров.